Божественная Литургия

  1. Что такое Литургия?

Литургия в переводе с греческого – общественное служение. В простонародье литургию называют обедней, т.к. ее положено совершать в предобеденное время.  Это главное богослужение православной церкви, за которым совершается Таинство Евхаристии — Святого  Причащения. Греческое слово евхаристия означает благодарение. Совершая Литургию, мы благодарим Бога за спасение рода человеческого от греха, проклятия и смерти Жертвой, принесенной на Кресте Его Сыном, Господом Иисусом Христом. Совершая Таинство Евхаристии, верные христиане соединяются со Христом через причащение под видом хлеба и вина Тела и Крови Спасителя.

Причащение — великое Таинство любви Бога к человеку — было установлено Самим Иисусом Христом на Тайной Вечери. Господь повелел творить его в Его воспоминание.

После вознесения Господа апостолы стали ежедневно совершать таинство Причащения, соединяя его с чтением Священного Писания, пением псалмов и молитв.

Составителем первого чина литургии Христианской Церкви считается святой апостол Иаков, брат Иисуса Христа. В IV веке святитель Василий Великий изложил письменно чин литургии, который является сокращенной литургией апостола Иакова. Но  жители Константинополя тяготились продолжительны ми молитвами литургии святителя Василия Великого, и тогда святитель Иоанн Златоуст  ввел в употребление другой, более сокращенный чин литургии.

Божественная литургия совершается в храме, на престоле, (П.I) на освященном архиереем плате, который называется антиминсом (греч. – вместопрестолие). (П.II) На антиминсе изображено положение во гроб Иисуса Христа и 4 евангелиста. В нем зашиваются частицы святых мощей в напоминание того, что первые христиане совершали Евхаристию  на гробах мучеников.

Присутствующие в храме за литургией становятся участниками Тай ной Вечери Господней. Н.В. Гоголь дал удивительное определение литургии: «Божественная Литургия есть вечное повторение великого подвига любви, для нас совершившегося».(2)

  1. Символическое значение проскомидии

Литургия состоит из 3 частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных. Проскомидия — это приготовление к Таинству. В переводе с греческого слово проскомидия означает «принесение». Названо так потому, что в древности христиане приносили с собой в храм хлеб и вино для совершения Таинства.

Совершается проскомидии в алтаре на специальном столе — жертвеннике. (П.III) Священник совершает литургию во всех священных облачениях, которые являются символом Божественной благодати.

Берутся 5 просфор. Просфора – это хлеб, выпеченный из вскисшегося теста. Просфоры двусоставные – символ того, что в Иисусе Христе две природы – Божественная и человеческая. «Три вещи за ключаются в хлебе… в честь Троицы; мука с закваской, которая служит образом души; вода, означающая Крещение, и соль, знаменующая ум и учение Слова…». Одна из 5 просфор называется Агничная. На ней изображается крест с буквами «ИС ХС» «НИ КА» («Иисус Христос побеждает»). Священник вырезает из нее копием четыреугольную часть, которая называется Агнцем, и кладет ее на середине дискоса. Именно Агнец пресуществляется в Тело Христово. (П.IV)  Дискос – это круглое блюдо на подножии, на которое полагаются Агнец и части просфор. Оно символизирует ясли, в которых пребывал родившийся Христос, а также гроб, в который было положено его тело, снятое с креста. Копие – острый нож, которым вырезаются частицы из просфор (П.V) — является символ того, что копьем римского воина Христос был прободен на кресте. 

Затем священник соединяет красное виноградное вино с водой и вливает его в потир (П.VI) – чашу, в которой вино и вода во время литургии пресуществляются в кровь Христа. Соединение красного вина с водою символизирует Евангельское повествование о том, «как из прободенного ребра Господа изыде кровь и вода» (3) , а потир является символом Чаши, из которой Господь на Тайной вечери приобщил учеников. 

Окончив эти приготовления, священник вынимает части из остальных четырех просфор: (П.VII) из второй — в честь Богоматери, полагая ее с правой стороны Агнца («одесную» Сына). Эта часть символизирует великую скорбь материнского сердца Богородицы при виде страданий и смерти Сына. Из третьей — девять частей в честь девяти чинов Святых, полагая их с левой стороны Агнца в три ряда; из четвертой — за здравие, за духовное начальство, за богохранимую страну нашу и за всех православных христиан; и из пятой — за упокоение всех православных христиан, полагая их ниже Агнца. Затем священнослужитель ставит над дискосом звездицу, для сохранения частиц в порядке. (П.VIII) Звездица представляет собой две дуги, расположенные крестообразно. Она символизирует Вифлеемскую звезду, явившуюся волхвам.  Затем священник покрывает дискос и потир тремя пе ленами и совершает пред ними каждение и молитву. (П.IX)

Вся приготовительная часть литургии —  Проскомидия — посвящена воспоминанию обстоятельств рождения Иисуса Христа и Его крестных страданий. Эти два события из жизни Христа соединяются на Проскомидии. Сам жертвенник символизирует пещеру  (вертеп), где родился Христос и ясли. А крестообразный надрез вынутой из просфоры части и прободение ее копием в правую сторону символизируют Христа, распятого на кресте. (П.X) 

  1. Символическое значение основных этапов литургии оглашенных
  1. Малый вход

По совершении Проскомидии священник начинает первую часть литургии, которая называется литургия оглашенныхОглашенные, т.е. оглашаемые – это люди, которые только готовятся к Таинству Крещения, а также кающиеся, отлученные от Причастия. Они присутствовали на Литургии до возгласа: «Елицы оглашении, изыдите».

Открывается завеса Царских врат и начинается каждение. (П.XI) Каждение начинается от престола и после каждения алтаря и всего храма снова к нему возвращается. Это символ того, что начало и конец всех благ есть Бог, пребывающий на престоле. Каждение напоминает принесенные волхвами дары и означает, что вместе с ним возносятся к Богу молитвы верующих. Для каждения священник использует кадило – небольшой сосуд для приготовления благовонных курений. 

На литургии оглашенных совершается Малый вход, или вход с Евангелием. Из северных врат алтаря выходят свещеносец со свечей, диакон с евангелием и священник. (П. XII) Вынос Евангелия символизирует выход Христа на проповедь, а свеча – это предшествующий Ему Иоанн Креститель. «Малый вход напоминает верующим первое явление Христа на поприще общественного служения, когда Он, после крещения от Иоанна в реке Иордан и сорокадневного поста в пустыне, появился в Капернауме и полагал первое основание будущей христианской церкви, приглашая первых учеников Своих разделить с Ним труды благовестия» (3). Малый вход – это призыв к верующим внимать премудрости Божей. Священник у престола в тайной молитве просит Отца небесного, чтобы он простил грехи наши вольные и невольные, чтобы освятил нас и дал силы служить Ему до конца жизни (П.XIII). Святая церковь молится о всех благочестиво живущих, о даровании им спасения, — всех, не только стоящих в данный момент в храме, но и о будущих поколениях людей.

  1. Чтение Апостола

За малым входом следует чтение Апостола и Евангелия. Священник восходит к горнему месту — возвышению за престолом. Горнее место знаменует Небесный Престол Божий. Чтец у горнего места берет у священника благословение на чтение Апостола (П.XIV)   и идет в среду народа. Чтение Апостола и восседание в это время священника в алтаре(П.XV) символизирует первое послание Иисусом Христом двенадцати Апостолов на проповедь к народам всего мира, сеять Слово Христа в сердца людей.

Гоголь так описывает чтение Апостола: (П.XVI) «Громко, выразительно, чтобы всякое слово было слышно всеми, начинает чтец, прилежно, сердцем приемлющим, душею ищущею, разумом, испытующим внутренний смысл читаемого, внемлет собранье, ибо чтенье Апостола служит ступенью и лествицей к лучшему уразумленью чтения евангельского».

Во время чтения Апостола совершается каждение всего народа. Оно символизирует  силу Апостольской проповеди, которая распространилась по всему миру и проникла во все сердца. Чтение за литургиею деяний и посланий Апостольских, по мимо общей цели духовного назидания, имеет и особое значение, напоминая верующим об обстоятельствах земной жизни Спасителя.

  1. Чтение Евангелия

По окончании чтения Апостола певцы поют «Аллилуиа!» Это пение является подготовительным к чтению Евангелия и подчеркивает его торжественность. Перед Евангелием во время чтения предстоит зажженная свеча, которая напоминает о Предтече Господнем, явившимся в мир перед Христом для того, чтобы освещать людям путь к Господу, и в то же время она знаменует тот духовный свет, который озаряет сердца людей, внимательно и благоговейно слушающих Евангельское повествование. (П. XVII)

Вот как поэтично Гоголь написал о значении чтения Евангелия: «Благоговейно преклонив главы, как бы внимая Самому Христу, говорящему с амвона, все стараются принять сердцами семя Святого слова, которое устами служителя сеет Сам Сеятель Небесный, — не теми сердцами, которых уподобляет Спаситель земле при пути, на которую хоть и упадают семена, но тут же бывают расхищены птицами — налетающими злыми помышлениями; — не теми также сердцами, которых уподобляет Он каменистой почве, только сверху прикрытой землею, которые хоть и охотно приемлют слово, но слово не водружает глубоко корня, ибо нет глубины сердечной; — и не теми также сердцами, которые уподобляет Он неочищенной земле, глушимой тернием, на которой хоть дает семя всходы, но быстро вырастающие тут же вместе с ними терния, — терния трудов и забот века, терния обольщений, бесчисленные обаяния светской умерщвляющей жизни с ее обманчивыми удобствами, заглушают едва поднявшиеся всходы – и семя остается без плода; — но теми приемлющими сердцами, которых уподобляет Он доброй почве, дающей плод — ово сто, ово шестьдесят, ово тридесят, — которые все, принятое в себя, по выходе из церкви, возвращают в домах, в семье, в службе, в труде, в отдохновеньях, в увеселеньях, с людьми в беседах и наедине с самим собою.уподобляет Он неочищенной земле, глушимой тернием, на которой хоть дает семя всходы, но быстро вырастающие тут же вместе с ними терния, — терния трудов и забот века, терния обольщений, бесчисленные обаяния светской умерщвляющей жизни с ее обманчивыми удобствами, заглушают едва поднявшиеся всходы — и семя остается без плода; — но теми приемлющими сердцами, которых уподобляет Он доброй почве, дающей плод — ово сто, ово шестьдесят, ово тридесят, — которые все, принятое в себя, по выходе из церкви, возвращают в домах, в семье, в службе, в труде, в отдохновеньях, в увеселеньях, с людьми в беседах и наедине с самим собою.».

Чтение Евангелия напоминает о великой цели земной жизни Спасителя, достижению которой Он и Сам посвятил Себя, и учеников Своих предопределил. Во время чтения Апостола и Евангелия не должно молиться, а внимательно слушать слова Апостолов и Самого Иисуса Христа, в знак чего верующие должны наклонить головы.

  1. Символическое значение основных этапов литургии верных
  1. Великий вход

По окончании литургии оглашенных начинается вторая, главнейшая часть литургии, именуемая литургиею верных.

«В закрытом олтаре иерей распростирает на святом престоле антиминс, вместопрестолие, — плат с изображеньем Тела Спасителя, на котором должны быть поставлены приуготовленные им на Проскомидии Святой Хлеб и Чаша, исполненная вина и воды, и которые с бокового жертвенника перенесутся теперь торжественно в виду всех верных. Распростерши антиминс, — напоминающий время гонения христиан, когда Церковь не имела постоянного пребывания и, не могши переносить с собою престола, стала употреблять сей плат с частицами мощей, и который остался как бы в возвещенье, что и ныне не прикрепляется она ни к какому исключительному зданью, городу или месту, но, как корабль, носится поверх волн

сего мира, не водружая нигде своего якоря: ее якорь на небесах, — распростерши сей антиминс, он приступает к престолу так, как бы приступал к нему в первый раз и как бы только теперь готовился начинать настоящее служение: ибо в первоначальное время у христиан только теперь открывался престол, доселе остававшийся закрытым и занавешенным по причине присутствия оглашенных, и только теперь начинались настоящие моленья верных» — так описывает Гоголь начало литургии верных.(2)

Воспевается Херувимская песнь (П.XVIII), в которой верные приглашаются отложить все житейские заботы, что бы, уподобившись Херувимам, подъять Царя всех, торжественно несомого ангельскими чинами. Песнь эта разделяется пением на две части, между которыми совершается так называемый великий входсостоящий в том, что священнослужители переносят с жертвенника на престол дискос с Агнцем и потир с вином и водою, поминая при этом всех православных христиан с духовенством во главе. (П. XIX)

Вход со Святыми Дарами называется великим по величию воспоминаемого здесь события и по важности цели, для которой совершается: Святые Дары переносятся на престол для совершения святого таинства пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Они символизируют Самого Господа Иисуса Христа, шествующего на вольные страдания и смерть за грехи людей, когда Он, неправедно осужденный на позорную казнь, вынужден был нести крест, ставший с той поры символом благодатной силы, дарующей человеку средства к спасению. Великий вход напоминает страдания Господа, Его смерть и погребение.Амвон (часть солеи – возвышения перед иконостастом – напротив Царских врат, выдвинутая в храм) знаменует в это время Голгофу, храм — весь мир, за который при нес Себя в Жертву Спаситель. В это великое время священник поминает Свя тейшего Патриарха, а также всех православ ных христиан. Это означает, что Святые Дары будут принесены в Жертву Богу о спасении всех поминаемых.

Явление Даров на роду именуется великим входом еще и по той причине, что в древних храмах жертвенник находился отдельно от алтаря и внутреннего сообщения с престолом не имел, так что для перенесения Даров с жертвенника на престол священнослужители должны были, выйдя из помещения, где находится жертвенник, войти в алтарь через царские двери.

  1. Пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы

После Херувимской песни царские врата и боковые двери алтаря плотно затворяются в знак того, что никто не может считать себя достойным видеть совершение величайшего Таинства пресуществления, кроме участников священнодействия. Священник и диакон в это время совершают не обходимые приготовления к Таинству Причащения. «Священник…поставляет Святую Чашу и Хлеб…на престол, как бы на гроб. Врата царские затворяются, как бы двери Гроба Господня; занавесь над ними задергивается… Иерей снимает с главы диакона святой дискос, как бы он снимал Тело Спасителя со креста, поставляет его на расстланный антиминс как бы на плащаницу… (П. XX)  И снявши покров от дискоса и от Чаши и воздух с плеча диакона, изобразующий теперь уже не пелены, в которые повит был Иисус Младенец, но сударь (плат, который покрывал голову Спасителя при погребении) и гробовые покровы, в которые повито было Его мертвое Тело, обкадив их фимиамом (П.XXI), покрывает он ими снова дискос и Чашу…» — так пишет Гоголь о таинстве, происходящем в алтаре.

«Олтарь все еще закрыт. Священник все еще не приступает к жертвоприношению… Стоя на амвоне, диакон, как было у первых христиан, призывает всех ко взаимной любви.» (2) Священнослужители в алтаре целуют друг друга в плечи с Христовой любовью, приветствуя: Христос посреди нас — и есть, и будет. В древности все в храме лобызали друг друга, мужчины — мужчин, женщины — жен щин. Это священнодействие носит название «лобзание мира». По словам святых отцов, оно означает соединение душ и удаление всякого памятозлобия.

Звучит возглас: Двери! Двери! Он напоминает о том, как в первые времена христианства привратники бдительно охраняли двери храма от вторжения не верных. Так и мы ныне, заградив сердце от лукавых помыслов, в единомыслии исповедуем догматы своей веры. 

Все молящиеся поют Символ веры. Он был составлен отцами Первого (325) и Второго (381) Вселенских Соборов, когда различные еретические учения пытались ни спровергнуть истинную веру. Символ веры служит неизменным руководством для всех православных христиан в их духовной жизни. Пением Символа веры молящиеся в храме свидетельствуют пред Богом и Святой Церковью о том, что они являются верными, которым дозволено присутствовать при совершении великого Таинства.

Во время пения Символа священник в алтаре возносит и опускает большой покровец (называемый воздух) над Святыми Дарами — в знак веяния Духа Святого. (П.XXII). Наступает самая главная минута Литургии – пресуществление хлеба и вина в тело и кровь Христовы. Вот как рассказал о «верховнейшей минуте всей Литургии» Н.В. Гоголь: «…он (алтарь) уже теперь жертвенник, на котором приносится страшная жертва за весь мир – Голгофа… В олтаре происходит троекратное призванье Святаго Духа на Святые Дары, — Того Самаго Святаго Духа, без Которого не может пресуществиться хлеб и вино в Тело и Кровь Христову… Пресуществленье совершилось! (П.XXIII) На престоле — не образ, не вид, но самое Тело Господне, — то самое Тело, которое страдало на земле, было оплевано, распято, погребено, воскресло, вознеслось вместе с Господом и сидит одесную Отца. Вид хлеба сохраняет оно только затем, чтобы быть снедью человеку, и что Сам Господь сказал: Аз есмъ хлеб» 

В нашей церкви существует обычай звонить в это время в колокол. «Церковный звон подъемлется с колокольней возвестить всем о великой минуте, чтобы человек, где бы он в это время ни находился — в пути ли, в дороге, обрабатывает ли землю полей своих, сидит ли в дому своем, или занят другим делом, или томится на одре болезни, или в тюремных стенах — словом, где бы он ни был, чтобы он мог отовсюду вознести моленье и от себя в эту страшную минуту».(2)

«И все верные в эту минуту не как рабы, исполненные страха, но как дети, как чистые  младенцы, доведенные самими моленьями и всею службою и постепенным ходом ее святых обрядов до того небесно-умиленного, ангельского состоянья души, в котором может прямо говорить человек с Богом, как с нежнейшим отцом, произносят сию молитву Господню: Отче наш. (П.XXIV) Все обняла собою сия молитва, и в ней все заключилось, что нам нужно».(2)

Алтарь скрывается от глаз народа, завеса задергивается,  совершается приобщение самих иереев. Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся,— восклицает священник, воздевая руки горе, берет правой рукой дискос, а левой рукой потир и возносит их над престолом, причем правая рука крестообразно лежит на левой. (П.XXV) Этот древний чин возношения знаменует вознесение Иисуса Христа на Крест.

«Священник раздробляет теперь Святой Хлеб, сначала по знаку, начертанному на Проскомидии, на четыре части, и сохранив одну из сих частей для приобщения себя и диакона, дробит потом части хлеба по числу приобщающихся, но не дробится в сем дроблении самое Тело Христово… (П.XXVI) Приобща вначале себя, потом диакона, служитель Христов предстоит новым человеком, как очищенный святынею приобщения от всех своих прегрешений, как святой истинно в эту минуту и как достойный приобщать других».(2)

  1. Первое явление даров. Причащение.

После причащения священнослужителей открываются царские врата, «возвещая разверзаньем своим разверзанье самого Царствия Небесного» (2). Священник возносит чашу пред народом, (П.XXVII) возглашая: со страхом Божиим и верою приступите! Это первое явление Святых Даров. Оно напоминает Воскресение Господа. Христиане, очистившие свою совесть на исповеди, подходят к Святой Чаше, чтобы соединиться со Христом, (П.XXVIII) руки складывая крестообразно на груди в знак исповедания Распятого Христа. Тело Христово приимите, Источника Безсмертнаго вкусите,— поет в храме весь народ во время причащения. У самой Чаши уже не крестятся, внятно называют свое имя и принимают Святые Тайны. После принятия Святыни целуют нижний край Чаши, как прободенное ребро Христово и отходят в сторону, чтобы вкусить так называемой теплоты, т.е. теплого вина с водою.

Как приобщение народа, так и предшествующее ему приобщение священнослужителей напоминают Тайную вечерю, когда Господь со брал учеников за сто лом, и, беседуя с ними о грядущих событиях, установил Таинство Евхаристии, благословив и преломив хлеб, и вместе с вином преподав его Своим ученикам с следующими словами: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов», и: «Пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за Вы и за многая изливаемая во оставление грехов», и прибавив при этом: «Сие творите в Мое воспоминание».

  1. Второе явление даров

Когда все, сподобившиеся вкусить Тело и Крови Христовой, приобщатся Святых Тайн, «священник, благословив предстоящих словами: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, устремляется мыслью к вознесению Господню, которым завершилось его пребывание на земле: становится вместе с диаконом пред святым престолом, и, поклоняясь, кадит он в последний раз. Диакон показывается в святых дверях с святым дискосом на главе, не произнося ни одного слова: безмолвным воззрением своим на все собранье и уходом знаменует удаленье от нас и вознесенье Господне. Вослед за диаконом показывается в святых дверях иерей с Святою Чашею (П.XXIX) и возвещает пребывание с нами до скончания веков вознесшегося Господа словами: Всегда, ныне, и присно, и во веки веков» (2) Благочестивым обычаем установлено, что бы вслед за этими словами мы все  падали ниц или, по крайней мере, совершали земной поклон. Возношение Чаши над коленопреклоненным народом именуется вторым и последним явлением Святых Даров, и им заключается ряд священнодей ствий Божественной литургии.

Последнее явление народу Святых Да ров символизирует воспоминание о торжествен ном вознесении Господа на небо, когда Он, после бесед с Своими учениками, происходивших в течении сорока дней, явился к Апостолам, и повелел им ожидать в Иерусалиме ниспослания на них Святого Духа. Он вывел их из города по до роге к Вифании, благословил  и стал возноситься на небо, пока облако не закрыло Его.

Чаша, и дискос относятся вновь на боковой жертвенник, на котором совершалась Проскомидия. Этот жертвенник символизирует теперь уже не вертеп, «но то верховное место славы, где совершился возврат Сына в лоно Отчее».

«Затем священник приступает к боковому жертвеннику, на котором постановлены Чаша и дискос. Все те частицы, которые оставались на дискосе и были вынуты на Проскомидии в воспоминание святых, в упокой усопших и во здравие живущих, теперь погружены во Святую Чашу и в сем действии их погружения приобщается Телу и Крови Христовой вся Церковь Его — и та, которая еще странствует и воинствует на земле, и та, которая уже торжествует на небесах: Богоматерь, пророки, апостолы, отцы церковные, святители, отшельники, мученики, все грешные, за которых были вынуты части, на земле живущие и отшедшие, приобщаются в эту минуту Телу и Крови Христовой. И священник, предстоя в такую минуту пред Богом, как представитель всей Его Церкви, испивает из Чаши сие причащение всех и, приемля в себя приобщение всех, молится…  И как бы ни была грешна молитва его, но священник возносит ее за всех, даже за самых святейших».

  1. Заключение

На основании изложенного в работе можно сделать вывод, что литургия – это не обременительная обязанность, не череда долгих и непонятных песнопений и хождений священника, а история жизни, смерти и воскресения величайшего из людей – Бога нашего Иисуса Христа. И мы, находящиеся в храме на литургии, каждый раз становимся свидетелями этой истории, мы как бы заново переживаем те великие, страшные, но в то же время, очень важные события, освободившие человечество от греха и вечной смерти. И даже если мы еще не готовы принять в себя Тело и Кровь Христа, мы все равно должны приходить в храм на литургию, чтобы почувствовать себя творением Божиим, частью вселенской истории, чтобы осознать свою греховность, покаяться и постараться стать чище и светлее душой. Христос принес себя в жертву за всех людей, в том числе и за каждого из нас. Именно литургия не дает нам забыть об этом. Литургия делает нас добрее и человечнее и учит надеяться, верить и любить.

Невозможно сказать о значении литургии лучше, чем это сделал Гоголь в заключении своего «Размышления»: «Действие Божественной Литургии над душою велико… И если только молившийся благоговейно и прилежно следит за всяким действием, душа приобретает высокое настроение, заповеди Христовы становятся для него исполнимы, иго Христово благо и бремя легко. По выходе из храма он глядит на всех, как на братьев. Примется ли он за обыкновенное теченье своих дел в службе ли, в семье, где бы ни было, в каком бы ни было звании, сохраняет невольно в душе своей высокое начертанье любовного обращенья с людьми, принесенного с небес Богочеловеком. Он невольно становится милостивей и любовней с подчиненным. Если сам под властью другого, то охотней и любовней ему повинуется. Если видит просящего помощи, сердце его более чем когда-либо располагается помогать, с любовью дает он неимущему. Если он неимущий, он благодарно принимает малейшее даяние… И все, прилежно слушавшие Божественную Литургию, выходят кротче, дружелюбнее, тише во всех поступках. А потому для всякого, кто только хочет идти вперед и становиться лучше, необходимо частое, сколько можно, посещенье Божественной Литургии и внимательное слушанье: она нечувствительно строит и создает человека. 

И если общество еще не совершенно распалось, если люди не дышат полною, непримиримой ненавистью между собою, то сокровенная причина тому есть Божественная Литургия, напоминающая человеку о святой, небесной любви к брату. А потому кто хочет укрепиться в любви, должен, сколько можно чаще, присутствовать, со страхом, верою и любовию, при Священной Трапезе Любви. И если он чувствует, что недостоин принимать в уста свои Самого Бога, Который весь любовь, то хоть быть зрителем, чтобы незаметно, нечувствительно становиться совершеннее с каждой неделей».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *