Священство

ЯЗЫКИ

AlbanianArmenianAzerbaijaniBelarusBulgarianDanishDutchEnglishFinnishFrenchGeorgianGermanJapaneseKannadaLatvianPolishRussianSerbianSlovakSlovenianUkranian

Священство, рукоположение или хиротония (греч. χειροτον?α) — в общехристианском использовании — посвящение человека, наделяющее его правами совершать таинства и обряды. Обряды и теология рукоположения значительно различаются среди христианских конфессий. Правом совершения рукоположения во многих христианских конфессиях обладает только епископ.

Священство в православии

В Православной церкви существуют три степени священства: низшая — диакон, затем —пресвитер (священник, иерей) и епископ (архиерей). При посвящении в диакона, ставленник (то есть принимающий сан получает благодать лишь служить (то есть помогать) при совершении таинств. Посвящаемый в священника (пресвитера) человек получает благодать самому совершать большинство таинств, но только от лица правящего епископа. А при посвящении в епископа (архиерея), ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств.

Перед рукоположением во диакона ставленник проходит ставленническую исповедь перед епархиальным духовником за всю свою жизнь. После этой исповеди духовник говорит архиерею, достоин ставленник или нет принять священный сан.

Рукоположение в сан диакона

Рукоположение диакона и иерея может совершать лишь архиерей. Это таинство совершается во время Литургии после освящения Святых Даров. Ставленник трижды обводится вокруг Престола, встает перед престолом на колени и кладет на него свою голову, на которую архиерей возлагает омофор и свои руки (отсюда и название — рукоположение), что означает возложение рук Христа, читает особую молитву. Епископ молится об избрании человека священнослужителем при незримом присутствии Господа.

Затем архиерей вручает рукоположённому необходимые для его служения атрибуты и провозглашает «Аксиос!» (греч. ?ξιος — «достоин»), на что священники, хор и все присутствующие тоже отвечают троекратным «Аксиос!» Этим возгласом церковное собрание и община свидетельствует о своём согласии на рукоположение достойного ставленника. Во время совершения самого таинства архиерей вручает новопоставленному диакону атрибуты диаконского служения — поручи, орарь и рипиду.

Рукоположение в сан пресвитера

Рукоположение в сан священника (пресвитера) совершается архиереем за Литургией после Херувимской песни, перед освящением Даров. Во время совершения самого таинства архиерей вручает новопоставленному священнику атрибуты его служения — епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест и Служебник.

Приняв сан, рукоположённый принимает на себя обязанность служить Богу и людям, как служил Сам Господь Иисус Христос в Своей земной жизни и апостолы. Рукоположённый пресвитер может совершать таинства крещения и миропомазания, от имени Господа прощать грехи раскаявшимся грешникам, совершать святую Евхаристию, а также совершать таинства брака и соборования.

Рукоположение в сан епископа, по Апостольским правилам, осуществляется несколькими епископами (собором епископов). Оно совершается за литугией после малого входа, перед чтением Апостола. При рукоположении во епископа на главу новопоставляемого епископа возлагается раскрытое Евангелие. Это Евангелие держат в своих руках все служащие архиереи. Этим символизируется тот факт, что епископ ставится самим Господом, а служащие архиереи — лишь исполнители Его воли.

В Православной церкви все священнослужители должны быть либо монахами, либо (для диаконов и священников) женатыми первым браком. Овдовевшие священники, перешедшие из католицизма или, в редких случаях, рукоположённые целибатными (холостяками, не принявшими монашеских обетов), побуждаются к пострижению в монашество. Например, архидиакон Павел Алепский, путешествовавший по России во времена патриарха Никона, видел заточенными в темницу нескольких овдовевших священнослужителей, отказавшихся от монашеского пострига (со времён Крещения Руси считалось благим поступком постричься в монашество хотя бы перед смертью. Так святой благоверный князь Александр Невский принял схиму с именем Алексий уже на смертном одре). Первым же целибатным священником в РПЦ был рукоположён профессор (будущий ректор) МДА Александр Горский (ему его родители не благословили принимать монашество) в середине 19-го века. С этих пор случаи рукоположения немонашествующих холостяков участились, но не приняли массового характера.

Архиепископ Фессалоникийский Симеон о рукоположении пишет следующее:

Рукоположение сообщает человеку власть и силу Создателя. Без Него не могло бы существовать ничто, что существует. Он Сам приходил на землю, чтобы и нас возвести к жизни блаженной. И вот эту-то силу Свою, возносясь от нас, даровал Он нам через установленное Им священство. Благодаря этому теперь у нас совершаются священнодействия, ибо без священников они невозможны. Так, когда-то поставив нас над всеми тварями, теперь Он делает нас через священство распорядителями всех благ. Об этом псалмопевец говорит: поставивши я князи всей земли псалом 44:17. Ибо Господь вручил нам ключи от Неба.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *