Евхаристия (Причастие)

ЯЗЫКИ

AlbanianArmenianAzerbaijaniBelarusBulgarianDanishDutchEnglishFinnishFrenchGeorgianGermanJapaneseKannadaLatvianPolishRussianSerbianSlovakSlovenianUkranian

Как все живое не может жить без солнца, так все духовное не может жить, не питаясь тем Хлебом, который есть Спаситель. Как можем мы питаться Хлебом с большой буквы? Это великая тайна. И совершается она в таинстве Причащения Тела и Крови Христовых.

Иисус Христос, живя на земле, был как бы простым человеком, не имеющим внешних отличий от других людей. У Него было то же Тело, что у человека, но это Тело было как бы покровом, за которым скрывалось Его Божество. Точно так же мы под видом хлеба и вина воспринимаем истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа. В Ветхом Завете есть одно место, где говорится, что кровь животного неразрывно связана с его душой: «Кровь бо есть душа его» (Втор. 12, 23). Точно так же, когда мы причащаемся Тела и Крови, все наше существо входит в тесное соприкосновение с Душой Господа Иисуса Христа, потому что Душа Его пребывает в Его Теле и Крови. А приходя в соприкосновение с Душой Господа Иисуса Христа, мы через это делаемся причастниками Божественного естества.

Сразу или после Причастия человек чувствует близость Божию в своей душе: страсти, помыслы, мечтания утихают. Человек получает как бы власть над своими мыслями и чувствами. Это – свидетельство того, что Тело и Кровь Божии – истинный Хлеб жизни и что, причащаясь Святых Таин, мы входим в непосредственное соприкосновение с Господом. Многие испытывали, как дух зла, темные силы стараются воспрепятствовать Причащению Тела и Крови Христовых. Когда человек готовится ко Святому Причащению, часто возникает множество препятствий, внутренних и внешних. Появляются, например, холодность, бесчувствие, поднимаются страсти. И после Причастия темные силы часто стараются воспрепятствовать восприятию плодов этого таинства. «Сила зла боится, страшится Святых Таин, ибо Святые Таины имеют великую силу. И когда мы причастились, мы должны хранить себя, не должны предаваться болтливости или сонливости, должны уединиться в своей душе, хотя бы некоторое время побыть с Тем, Кто вошел в нашу душу», – говорит архимандрит Борис (Холчев).

Таинство святого Причащения установил Сам Господь Иисус Христос во время последней, Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти. Он Сам совершил это таинство: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28). Установив таинство Причащения, Господь заповедал совершать его всегда: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).

Для чего существует таинство Причащения? Для поддержания духовной жизни, ее развития и возрастания в ней необходимо вкушение пищи. Лишенного этой пищи человека постигает духовная смерть. Этой особой духовной пищей, «Хлебом, сошедшим с Небес», для всех христиан и являются Тело и Кровь Христовы. Сам Господь в беседе с народом сказал: «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне и Я в нем» (Ин. 6, 53-56).

Таким образом, православный христианин, прибегающий к таинству Причащения, имеет возможность здесь, на земле, совершенно реально соединиться с Богом. Никакая иная религия такой возможности человеку не предоставляет.

Согласно заповеди Христовой, таинство Причащения постоянно совершается в Церкви Христовой и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино силой и действием Духа Святого прелагаются в истинное Тело и истинную Кровь Христовы.

Именно потому, что Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа является для всех христиан истинной духовной пищей и питием, прибегать к таинству нужно как можно чаще. Первые христиане обязательно причащались на каждой Литургии. Конечно, мы сегодня не обладаем той чистотой жизни, чтобы причащаться так часто (хотя и теперь служащий священник обязан причащаться на каждой Литургии). Но и мирянам желательно прибегать к этому великому таинству хотя бы в каждый пост, и уж никак не реже раза в год.

Велико и страшно таинство Причащения. Поэтому подготовляться к нему необходимо особым образом.

Как правильно подготовиться к Причащению?

Перед Причащением следует поститься не менее трех дней (исключается пища животного происхождения; воздержание от развлечений).

Помимо повседневного молитвенного правила в эти три дня читаются

каноны

Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу;

Молебный ко Пресвятой Богородице;

ангелу-хранителю;

акафисты

Иисусу Сладчайшему;

Пресвятой Богородице;

святым.

В дни подготовки к Причащению надлежит посещать богослужения в храме, читать Евангелие. Ум и чувства должны быть сосредоточены на предметах возвышенно-духовных, на всем том, что возводит душу человека к Богу.

Накануне дня Причащения читаются молитвы на сон грядущим и канон ко Святому Причащению.

После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к таинству Причащения натощак (нельзя курить).

Утром прочитываются обычное утренние правило и последование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне.

По окончании службы надо поспешить домой, прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении и остаток дня провести в чтении духовных книг и помощи ближним, ограждая себя от пустых разговоров и развлечений.

Причащение – таинственное, непостижимое умом, глубочайшее и самое тесное из всех возможных для человека соединение с Богом через вкушение величайшей святыни – Евхаристических Даров, Хлеба и Вина – истинных Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Приступать к этому святейшему таинству надо, по возможности, ежемесячно, но никак не реже 4 раз в год. К нему должно тщательно подготовиться, чтобы Причащение было не в суд и не в осуждение.

Готовясь к Причащению, непременно примирись со всеми, с кем имел конфликт или ссору. Причащаться во вражде – тяжкий грех.

Накануне дня Причащения необходимо присутствовать на вечернем богослужении. Это непременное условие приготовления к таинству Причащения.

Таинству Причащения обязательно должно предшествовать таинство Исповеди.

На причастнике обязательно должен быть нательный крестик.

Ко Святой Чаше следует подходить с благоговением, никого не толкая, осознавая свое недостоинство. Руки на груди сложить крестообразно, правую на левую. Перед Чашей не креститься; назвать свое полное имя, данное при Крещении. Осторожно принять Святые Дары, поцеловать край Чаши и спокойно отойти. Дары сразу же, если нужно, разжевать и проглотить. Затем запить Дары «теплотой» и съесть частичку просфоры.

Для получения прощения грехов от кающегося требуется примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах, устное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.

Нам, современным христианам, необходимо прибегать к этому таинству как можно чаще.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *